ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

для организации отдыха и оздоровления детей и подростков

детского лагеря НЕКСТ КЭМП

Программа воспитания разработана заместителем директора

детского лагеря Next Camp Егоровой Анной Дмитриевной.


Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
1.1 Цель и задачи воспитания
1.2 Основные направления воспитательной работы
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с возрастными особенностями участников программы
1.4 Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ (обязательные для всех детских лагерей)
2.1 Блок «Мир: наука, культура, мораль»
2.2 Блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»
2.3 Блок «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие»
ИНВАРИАНТНЫЕ ОБЩИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ
2.1 Модуль «Отрядная работа. КТД»
2.2 Модуль «Самоуправление»
2.3 Модуль «Социальная активность в Движении Первых»
2.4 Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»
2.5 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
2.6 Модуль «Профилактика и безопасность»
2.7 Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
2.8 Модуль «Профориентация»
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
2.1 Модуль «Работа с родителями»
2.2 Модуль «Кружки и секции»
2.3 Модуль «Цифровая среда воспитания»
2.4 Модуль «Проектная деятельность»
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Особенности организации воспитательной деятельности
3.2 Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родительским сообществом – родителями (законными представителями) детей
3.3 Кадровое обеспечение реализации программы воспитательной работы
3.4 Материально-техническое обеспечение реализации программы воспитания
3.5 Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе воспитания для организации отдыха и оздоровления детей и подростков детского лагеря НЕКСТ КЭМП

Рабочая программа воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления – детского лагеря Некст Кемп (далее – Программа воспитания, Программа) подготовлена на основе Примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:

• Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
• Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
• Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
• Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».
• Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
• Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
• Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
• Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
• Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
• Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
• Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).

Разработка и внедрение программы воспитания в детском лагере Некст Кемп является важным условием для выполнения целевых показателей и прикладных задач, указанных в проекте Федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления от 2025 года и соответствует государственной политике в области воспитания в части развития общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления.

Приоритетной задачей в сфере воспитания детей является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности, имеющего системное представление о мире, своём месте и роли в нём, развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Формирование такой личности возможно только в активной совместной деятельности воспитанников (и их групп) и педагогов, имеющей конкретный итог и результат.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к организациям отдыха детей и их оздоровления (далее – детский лагерь) относятся организации (независимо от их организационно- правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей: организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности.

Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.

Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.

Базовой основой содержания данной Программы являются традиционные духовно-нравственные ценности, к которым относятся нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые из поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России, а также укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей.

Ценностно-целевые ориентиры воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления направлены на формирование у детей устойчивого чувства гражданской принадлежности, духовно-нравственной культуры и осознанного отношения к основным общечеловеческим и российским ценностям. Программа опирается на признанные в российском обществе ценности, закрепленные в Конституции Российской Федерации и отражающие традиции, культурное и историческое наследие нашей страны. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.
«Ключевые смыслы» системы воспитания, с учетом которых должна реализовываться программа:
«РОССИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ». Формирует патриотизм, историческую память и гражданскую ответственность. Дети изучают достижения страны, её традиции и роль в мире, чтобы осознанно строить будущее.
«ЧЕЛОВЕК: ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, СЕМЬЯ, ТВОРЧЕСТВО, РАЗВИТИЕ». Развивает гармоничную личность: учит заботиться о физическом и психическом здоровье, ценить семейные ценности, раскрывать творческий потенциал и стремиться к саморазвитию.
«МИР: НАУКА, КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ». Расширяет кругозор через науку и искусство, воспитывает толерантность, критическое мышление и нравственные принципы для жизни в глобальном обществе.
«Мы – одна команда». Особое внимание в формировании личности ребенка, основ его поведения и жизненных установок отводится социальному окружению, важной частью которого является детский коллектив. Детский коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, позволяет сформировать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства.

Детский коллектив объединяет детей с разными интересами, потребностями и индивидуальными особенностями. Важно выстраивать работу и коллективные дела так, чтобы они были интересными и значимыми для каждого ребенка.

Для качественной реализации данной цели используется возрастной подход к обучению, воспитанию и развитию детей, а также понимание коллективной сущности воспитательной деятельности в условиях организации отдыха детей и их оздоровления.

Под возрастными группами понимаются группы детей:
  • 7 - 10 лет – младшие школьники;
  • 11 - 14 лет – подростки;
  • 15 - 17 лет – старшие школьники;
Также в реализации программы принимают участие специалисты в возрасте от 18 лет и старше, выступающие в воспитательной деятельности в качестве вожатых, педагогов дополнительного образования и других.

Структура Программы представляет собой введение и четыре взаимосвязанных раздела: ценностно-целевые основы воспитательной работы, содержание и формы воспитательной работы, организационные условия, а также список источников и литературы.

Программа содержит два приложения:
1) примерный календарный план воспитательной работы на 14 день и
2) пример программы воспитательной работы на отрядном уровне временного детского коллектива.

Принимая участие в мероприятиях движений и организаций, школьники получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости, в том числе через систему личностного и социального роста.

Программа определяет комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.

В течение дня ребятам будут предложены и познавательные, и развлекательные, и спортивные виды деятельности в процессе игры, творчества, выполнения проектов, соревнований.
Адресат приоритетной деятельности – дети и подростки детского лагеря Некст Кемп от 7 лет и старше.

Цель программы: создание условий для отдыха, оздоровления, социализации, самоопределения и расширения компетентностей детей и подростков в летний период через освоение воспитательных модулей.

Задачи программы:
Воспитательные: способствовать воспитанию общественной активности личности, формированию гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, содействовать укреплению и развитию физического и психического здоровья участников смены.
Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, мотивировать к определенному виду деятельности, формировать потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, развивать креативные качества личности.

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.

С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.

Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию.

1.1 Цель и задачи воспитания

Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования.

Цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).

Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности:
• усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
• формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
• приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностями.

Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:
• принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав,
• принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
• принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
• принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить егок открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
• принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
• принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
• принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
• детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и закономерности развития временного детского коллектива.
• детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Вожатый»

1.2 Основные направления

воспитательной работы

В основу каждого направления воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления заложены базовые ценности, которые способствуют всестороннему развитию личности и успешной социализации в современных условиях.

Основные направления воспитательной работы:
  • гражданское воспитание: формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
  • патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
  • духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
  • эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
  • трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на развитие самостоятельности, трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
  • физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия: компонент здоровье сберегающей работы, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной и безопасной организации оздоровительно-образовательного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
  • экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
  • познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных интересов и общественных потребностей.

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания в соответствии с возрастными особенностями участников программы

Целевые ориентиры результатов воспитания в организации отдыха детей и их оздоровления направлены на формирование и развитие личности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. Они представляют собой ориентиры для деятельности педагогического коллектива, направленные на достижение гармоничного и целостного развития личности, ее успешной социализации и осознания своей роли в обществе.

Целевые ориентиры формируются на основе российских гражданских, конституционных и духовно-нравственных ценностей, отражающих культурные и исторические традиции России. Эти ориентиры определяют единство подходов в воспитании и создают воспитательное пространство, которое способствует всестороннему развитию участников смены.

1.4 Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности

Основными традициями воспитания в лагере «Некст Кемп» являются:
• совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;
• создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);
• создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;
• проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной активности;
• включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного детского коллектива;
• формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
• обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
• ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Уникальность воспитательного процесса в лагере заключается в кратковременности, автономности, сборности.

Кратковременность – короткий период лагерной смены, характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.

Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ


2.1 БЛОК «МИР: НАУКА, КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ»

Содержание данного блока отражает комплекс мероприятий, который основан на общечеловеческих ценностях, равноправии и взаимном уважении народов, государств в мировом сообществе, невмешательстве во внутренние дела государств, сотрудничестве и дружбе между странами. В процессе становления человечество определило для себя три сферы постижения мира – Наука, Культура и Мораль, которые сопряжены в свою очередь с тремя философскими ценностно-смысловыми категориями – Истина, Красота и Добро. Именно поэтому в содержании данного блока учитываются такие категории как мировая культура, знакомство с достижениями науки с античных времен до наших дней, вклад российских ученых и деятелей культуры в мировые культуру и науку; знакомство с духовными ценностями человечества.

В рамках данного блока в лагере проводятся следующие мероприятия:
• Литературные вечера «История одного поэта». Цикл встреч, посвящённых великим русским поэтам: Пушкину, Лермонтову, Ахматовой и др. Участники погрузятся в их творчество, биографию и эпоху через чтение стихов, театральные зарисовки и обсуждения.
• Исторические игры «Россия: сквозь века». Интерактивные квизы и ролевые игры, где школьники смогут «прожить» ключевые события русской истории — от Древней Руси до советских научных прорывов, знакомясь с культурным наследием и выдающимися личностями.
• Интеллектуальные игры «Наука и искусство: русский след». Викторины и квесты о вкладе России в мировую науку и культуру: от открытий Менделеева и Ломоносова до шедевров Репина и Чайковского.
• Вечернее мероприятие «Ожившие полотна».
Театрализованное шоу, где участники воссоздают сюжеты известных русских картин (Репин, Васнецов, Кандинский), дополняя их историей создания и культурным контекстом.

2.2 БЛОК «РОССИЯ:

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ»

Содержание блока отражает комплекс мероприятий, который основан на общероссийских ценностях.

1. Церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации.
Использование Государственного флага и исполнение Государственного гимна Российской Федерации при проведении церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации регламентируется Методическими рекомендациями «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» (Письмо Минпросвещения России от 15.04.2022 № СК-295/06) и «Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации» (Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 № АБ- 1611/06).

2. Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:
Июнь
  • 1 июня: День защиты детей;
  • 6 июня: День русского языка;
  • 12 июня: День России;
  • 22 июня: День памяти и скорби.
Июль
  • 8 июля: День семьи, любви и верности.
Август
  • 12 августа: День физкультурника;
  • 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
  • 27 августа: День российского кино.
«Цивилизационное наследие России» – важнейший ресурс в воспитании подрастающего поколения, который включает знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные проекты, реализованные всей страной, это примеры сложных решений, которые принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый обучающийся должен понимать, что цивилизационное наследие России прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также памятники культуры.

В рамках модуля обучающиеся знакомятся с именами конкретных людей, которые прославили Россию, их подвигами. Изучают памятники культуры Отечества.

Цивилизационное наследие как ценностный ориентир для развития каждого гражданина России предусматривает:
• Знакомство с примерами реальных людей, событий, деятельности, которая происходила на благо России.
• Знакомство с наследием народов России в области искусства, литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации.
• Изучение России, родного края, населенного пункта как культурного пространства. Знакомство обучающихся с историей своего населенного пункта, желание изучать историю и культуру своего края; изучать подвиги односельчан, развивать желание вносить личный вклад в сохранение культурного наследия своего региона, страны.
2. Просветительский проект «Без срока давности».
Проект нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям – любви к Родине, добру, милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга.
3. «Герои моей семьи» - творческо-познавательное мероприятие, где дети и подростки рассказывают о значимых людях в их семье — родственниках, друзьях или даже предках, чьи поступки, профессия или личные качества вызывают уважение и гордость.
4. «Глаголом жечь сердца людей» - организация выставок книг, посвященных русскому языку, литературе и культуре, способствует погружению участников в мир словесного искусства. Каждая выставка раскрывает определенную тему, знакомит с произведениями классиков и современных авторов, отражает богатство и выразительность русского языка. Такие мероприятия вдохновляют на чтение, стимулируют интерес к языковому наследию и развивают вкус к литературе;
5. «Игры на знакомство с территорией» - экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами, позволяющие изучать природные объекты в естественной среде, жизнеобеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в целостной экосистеме.

2.3 БЛОК «ЧЕЛОВЕК: ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, СЕМЬЯ, ТВОРЧЕСТВО, РАЗВИТИЕ»

Данный блок отражает комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности и ориентирован на следующие ценности, закрепленные в Конституции:
  • жизнь, здоровье, охрана здоровья, право на медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду;
  • честь, доброе имя, достоинство личности, личная свобода, безопасность, неприкосновенность личности, жилища, личная тайна;
  • свобода слова, убеждений, творчества, совести, вероисповедания, языка, передвижения и выбора места проживания, охрана интеллектуальной собственности;
  • родители, любовь и уважение детьми своих родителей;
  • дети, любовь и забота родителей о детях. Создание условий для достойного воспитания детей в семье;
  • родной дом, традиционные семейные ценности, их сохранение и зашита, традиции своей семьи, рода, родственники;
  • защита государством семьи, материнства, отцовства и детства.

Реализация потенциала данного блока в детском лагере Некст Кемп предусматривает:
  • проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий: зарядка, спортивные игры и соревнования;
  • просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
  • создание условий для физической и психологической безопасности ребенка в условиях организации отдыха детей и их оздоровления, профилактика буллинга в детской и подростковой среде, психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в организации;
Примеры мероприятий из данного блока:
  • Шоу талантов «Звёзды лагеря» - раскрытие творческого потенциала участников, развитие уверенности в себе, создание атмосферы поддержки.
  • Гала-концерт «Огоньки сердца» - подведение итогов смены, демонстрация лучших номеров, создание яркого финала. Отбор лучших номеров из шоу талантов, театральных постановок и вожатских концертов.

Форматы вечерних рефлексий:
  • «Письмо себе» - дети пишут, какие цели хотят достичь завтра, и складывают записки в общую коробку.
  • Дерево эмоций» - на ватмане рисуется дерево, дети приклеивают листочки с эмоциями (зелёный – радость, жёлтый – спокойствие, красный – грусть).

Ключевые мероприятия блока:
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
  • Торжественное открытие и закрытие смены (программы).
  • Тематические и спортивные праздники, творческие фестивали.
  • Акции, конкурсы, проекты, которые реализуются в течение смены.

ИНВАРИАНТНЫЕ ОБЩИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ


2.1 Модуль «Отрядная работа. КТД»

Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:
• Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени.
• Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.
• Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.
• Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.
• Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) илогики развития лагерной смены.
Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
• планирование и проведение отрядной деятельности;
• поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
• организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
• формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития
межличностных отношений;
• предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
• принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
• диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
• аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
• поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
• сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;
• огонек: огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы;
• коллективно-творческое дело (КТД). КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта. Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей.

2.2 Модуль «Самоуправление»

Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда. Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского коллектива:
• Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени.
• Как правило, коллектив объединяет детей, которые не были знакомы ранее.
• Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например семьи, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.
• Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.
• Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.

Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.

Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
• планирование и проведение отрядной деятельности;
• поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
• организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
• формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития
межличностных отношений;
• предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
• принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
• диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
• аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
• поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
• сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;
• огонек: огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы;
• коллективно-творческое дело (КТД). КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта. Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей.

2.3 Модуль «Социальная активность в Движении Первых»

Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение первых» (Движение Первых).

С целью формирования у детей представления о назначении Движения Первых, о его месте и роли в достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую деятельность предусмотрены включение в Программу воспитательной работы следующих форматов:
  • тематический День Первых – эффективно построенная система воспитательных событий, обеспечивающая, с одной стороны, просвещение и всестороннее развитие участников через их включение в различные виды полезной и интересной деятельности, с другой – формирование и расширение представлений о Движении Первых, стимулирование активного участия в деятельности Движения Первых;
  • Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках следующих возможных мероприятий и форм воспитательной работы:
  • волонтерские образовательные мастер-классы. Проведение занятий и встреч для знакомства детей с принципами, направлениями волонтерства и его историей;
  • организация мероприятий для младших отрядов. Старшие дети помогают в организации игр, представлений и праздников для младших, что развивает навыки заботы о других и лидерские качества;
  • медиа-волонтерство. Ведение блога, создание фото- и видеоконтента о волонтерских инициативах лагеря, что позволяет детям развивать навыки коммуникации и медиа-творчества;
  • тематические вечера и кинопоказы о добровольчестве и социальной активности. Просмотр фильмов и обсуждения, посвященные волонтерской деятельности и её роли в жизни общества. Эти мероприятия способствуют формированию позитивного отношения к волонтерству и проявлению социальной активности у детей и подростков.

2.4 Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»

Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.

Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.

Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
  • физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;
  • спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе
  • просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
  • встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.

2.5 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.

Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:
• тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат для проживания детей;
• оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха;
• оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая
• активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
• событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
• звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности.

2.6 Модуль «Профилактика и безопасность»

Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:
• физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
• специализированные проекты и смены;
• целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
• разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.;
• организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
• поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.).
В лагере Некст Кемп проводятся специальные тренинги, обучающие ребят культурному общению, развитию навыков коммуникации и формирующее навык позитивного общения. Занятие обеспечивается специальным реквизитом и медиа-материалами.

2.7 Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»

Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого, раскрывается через вожатого.

Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.

Реализация воспитательного потенциала работы с вожатыми/воспитателями в целях формирования и поддержки работы вожатского/воспитательского коллектива в детском лагере предусматривает:
• методическую помощь педагогическим работникам в разработке отрядных мероприятий и планов работы, в определении содержания, форм, методов работы с детьми в детских объединениях в течение сезона.
• психологическую помощь в решении внутриличностных и межличностных конфликтов, недопониманий в коллективе и в отряде посредством штатного психолога лагеря.
• учебно-познавательные занятия беседы, лекции, дискуссии, проблемное обсуждение, педагогические мастерские, ежедневные планёрки, деловые сюжетно – ролевые игры, вожатские огоньки.

2.8 Модуль «Профориентация»

Профориентация – это определение человеком своего места в профессиональном мире. Задача совместной профориентационной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.

Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.

Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Она осуществляется через:
  • профориентационные игры: симуляции, сюжетно-ролевые и деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;
  • организация профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты из различных сфер производства, бизнеса, науки, и где дети могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки, расширить знания о рынке труда.

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ


2.1 Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
• родительские форумы при интернет-сайте детского лагеря, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
• индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

2.2 Модуль «Кружки и секции»

Дополнительное образование детей в организации отдыха детей и их оздоровления является одним из основных видов деятельности и реализуется через:
  • программы профильных (специализированных, тематических) смен;
  • деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования в рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная, предполагает:
  • приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;
  • развитие и реализация познавательного интереса, мотивации личностного развития ребенка в области познания, творчества, информационных технологий, искусства, спорта и т.д.;
  • расширение спектра возможностей для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей детей и их семей в сфере отдыха и оздоровления детей, создавая непрерывность дополнительного образования;
  • организацию занятий в детских объединениях как сверстников, так и разновозрастных детей и подростков, которые создают «условия социальной ситуации развития»;
  • вовлечение детей в интересную и полезную деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование и развитие творческих способностей детей и подростков.

2.3 Модуль «Цифровая среда воспитания»

Модуль является вспомогательным, не уменьшает важности и значимости очных воспитательных мероприятий для детей. Цифровая среда воспитания – совокупность условий для реализации воспитательной деятельности с применением дистанционных технологий, электронных информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств.

Цифровая среда воспитания предполагает следующее:
• телемосты, онлайн-встречи, видеоконференции и т.п.;
• формирование культуры информационной безопасности, информационной грамотности;
• онлайн-мероприятия в официальных группах детского лагеря в социальных сетях;
• освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте детского лагеря.

2.4 Модуль «Проектная деятельность»

Проектная деятельность – это процесс достижения нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме. Проектная деятельность в условиях организации отдыха детей и их оздоровления чаще всего реализуется в формах: конкурс детских проектов; проектный образовательный интенсив; профильная смена.

Целью вовлечения детей в проектную деятельность в условиях организации отдыха детей и их оздоровления является - формирование активной гражданской позиции у детей и подростков в развивающемся пространстве современной науки и технологий.

Задачи:
  • формирование у детей интереса к решению социальных (и иных) проблем через проектную деятельность;
  • развитие у участников смены четырех компетенций: креативность, коммуникация, умение работать в команде, критическое мышление;
  • самоактуализация личностного потенциала участника программы.
В процессе работы над проектом участники смены самостоятельно добывают необходимую информацию, генерируют идеи, выдвигают гипотезы, анализируют, обобщают проработанные материалы, учатся обосновывать и доказывать предполагаемые выводы и результаты, повышая тем самым свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.

Воспитательный потенциал проектной деятельности заключается в коллективном взаимодействии, обсуждении решений, развитии и формировании коммуникативных компетенций, в том числе навыков делового общения, сотрудничества и продуктивного взаимодействия.

РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


3.1 Особенности организации воспитательной деятельности


Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.

Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально- привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками, постоянное (круглосуточное) сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.

Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:

• добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
• творческий характер деятельности;
• многопрофильность;
• отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;
• опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.

Основные характеристики уклада детского лагеря:
• основные вехи истории детского лагеря, включенность в историко- культурный контекст территории, «миссия» детского лагеря в самосознании ее педагогического коллектива;
• местоположение и социокультурное окружение (местное,региональное), историко-культурная, этническая, конфессиональная специфика населения местности, региона;
• организационно-правовая форма, направленность детского лагеря, образовательных программ (смен), режим деятельности (сезонного или круглогодичного действия, круглосуточное или дневное пребывание);
• наличие социальных партнеров;
• особенности детского лагеря, определяющие «уникальность» лагеря;
• наличие существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в воспитательной деятельности и решения этих проблем;
• кадровое обеспечение воспитательной деятельности.

3.2 Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родительским сообществом – родителями (законными представителями) детей

Может предусматривать следующие форматы:
  • информирование родителей до начала заезда ребенка в лагерь об особенностях воспитательной работы, требованиях к внутреннему распорядку и режиму, необходимых вещах, которые понадобятся ребенку в лагере и т.д. с помощью информации на сайте организации, в социальных сетях и мессенджерах;
  • проведение тематических видео-собраний, на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации специалистов психолого-педагогической службы организации отдыха детей и их оздоровления;

3.3 Кадровое обеспечение реализации программы воспитательной работы

Кадровое обеспечение – один из основных элементов функционирования сферы организации отдыха и оздоровления детей, которая является неотъемлемой частью воспитательной системы организации отдыха детей и их оздоровления, способствующей достижению стратегических задач государственной политики в области воспитания.

В детском лагере Некст Кемп уделяется особое внимание профессиональному уровню вожатых и педагогического состава, поэтому их подготовка и развитие выстроены в целостную систему, сочетающую обучение, практику и преемственность опыта.

Перед началом каждой смены все вожатые и педагоги проходят обязательные организационные сборы, где детально разбирают программу, распределяют обязанности и отрабатывают возможные сценарии взаимодействия с детьми. Это позволяет слаженно начать смену и оперативно реагировать на любые ситуации. Но подготовка не ограничивается только сборами — все сотрудники регулярно проходят курсы повышения квалификации, на которых изучают современные методики воспитательной работы, основы детской психологии, правила безопасности и оказания первой помощи. Обучение ведут не только внутренние специалисты, но и приглашённые эксперты, что гарантирует актуальность знаний.

Каждый новый вожатый, независимо от опыта, обязательно зачисляется в местную школу вожатых, где осваивает традиции и специфику работы именно в этом лагере. Программа школы включает как теорию — нормы охраны труда, возрастные особенности детей, методики организации игр, так и практику — проведение мастер-классов, решение конфликтных ситуаций в смоделированных условиях. Только после успешного прохождения обучения и итоговой аттестации вожатый допускается к работе. При этом значительную часть педагогического состава составляют студенты профильных вузов, что привносит в лагерь свежие идеи и энергию
.
Чтобы мотивировать вожатых к постоянному развитию, в лагере действует внутренняя система поощрений — от званий и грамот до возможности участвовать в региональных конкурсах. Опытные наставники помогают новичкам адаптироваться, а традиции передаются через систему преемственности.

Таким образом, подготовка кадров в лагере — это не формальность, а непрерывный процесс, который обеспечивает высокий уровень работы с детьми, безопасность и сохранение уникальной атмосферы, ради которой ребята возвращаются сюда из года в год.

3.4 Материально-техническое обеспечение реализации программы воспитания

Материально-техническое обеспечение реализации программы воспитания определят базовый минимум, который необходим для качественной реализации содержания программы воспитательной работы, в лагере Некст Кемп существует хорошая материальная база:
  • флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг Российской Федерации, Флаг организации отдыха детей и их оздоровления;
  • музыкальное оборудование и необходимые для качественного музыкального оформления фонограммы, и записи;
  • оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий, отрядные места, отрядные уголки (стенды);
  • спортивные площадки и спортивный инвентарь;
  • канцелярские принадлежности в необходимом количестве для качественного оформления программных событий;
  • специальное оборудование, необходимое для реализации конкретной программы воспитательной работы, направлений воспитывающей деятельности.

3.5 Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:
• принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
• принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;
• принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.

Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей. Критерием, на основе которого должен осуществляться данный анализ,
является динамика личностного развития детей в отряде за смену, нов условиях краткосрочности лагерной смены сложно сделать глубокие выводы и замерить динамику. Поэтому результаты воспитания представлены в виде целевых ориентиров:
• усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
• формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
• приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию. Это можно делать с помощью разных методик. Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.
2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.
Показателем эффективности воспитательной работы является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством.

Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
• социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;
• педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.

Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

ПРИЛОЖЕНИЕ


ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1 день, заезд
  • Инструктажи по технике безопасности и правилам пребывания в лагере
  • Игры на знакомство
  • Игры на командообразование
  • Тренировочная пожарная эвакуация
  • Игры на выявление лидеров
  • Линейка / Церемония открытия смены
  • подъём Государственного флага Российской Федерации
  • Игра на знакомство с территорией
  • Открытие смены и знакомство с историей смены
  • Огонёк знакомства «Начало путешествия»
2 день
  • Утренняя гигиеническая гимнастика
  • Утренний информационный сбор отряда (УИСО)
  • Хозяйственный сбор лагеря
  • Элементы веревочного курса
  • Творческие студии
  • Дискотека
  • Рефлексия «Сегодня Я»
  • Вечерний сбор отряда (ВСО)
3 день
  • Утренняя гигиеническая гимнастика
  • Утренний информационный сбор отряда (УИСО)
  • Презентация программы смены / Введение в игровую модель смены
  • Организационный сбор отряда
  • Вечернее мероприятие «Визитки»
  • Вечерний сбор отряда (ВСО)
4 день
  • Утренняя гигиеническая гимнастика
  • Детективный квест «на страницах книг»
  • Творческие студии
  • Интеллектуальная игра
5 день
  • Утренняя гигиеническая гимнастика
  • Утренний информационный сбор отряда (УИСО)
  • Деятельность секций, студий и кружков
  • Вечернее общелагерное мероприятие с подготовкой
  • Вечерний сбор отряда (ВСО)

6 день, День семьи
  • Утренняя гигиеническая гимнастика
  • Утренний информационный сбор отряда (УИСО)
  • Спортивная эстафета
  • Деятельность секций, студий и кружков
  • Тематический час «Герой моей семьи»
  • Вечерний экваториальный огонек
  • Вечерний сбор отряда (ВСО)
7 день
  • Утренняя гигиеническая гимнастика
  • Утренний информационный сбор отряда (УИСО)
  • Тренинги
  • Деятельность секций, студий и кружков
  • Кинопросмотр с обсуждением
  • Вечерний сбор отряда (ВСО)
8 день, День Памяти
  • Утренняя гигиеническая гимнастика
  • Утренний информационный сбор отряда (УИСО)
  • Просветительский проект «Без срока давности»
  • Военно-спортивные игры, «Зарница»,
  • Деятельность секций, студий и кружков
  • Вечерний сбор отряда (ВСО)
9 день
  • Утренняя гигиеническая гимнастика
  • Утренний информационный сбор отряда (УИСО)
  • Экологическое КТД
  • Деятельность секций, студий и кружков
  • Вечер песен под гитару
  • Вечерний сбор отряда (ВСО)
10 день
  • Утренняя гигиеническая гимнастика
  • Утренний информационный сбор отряда (УИСО)
  • Создание бизнесов и выбор профессий
  • Вечерняя ярмарка
  • Вечерний сбор отряда (ВСО)
11 день
  • Утренняя гигиеническая гимнастика
  • Утренний информационный сбор отряда (УИСО)
  • Деятельность органов детского самоуправления
  • Работа секций, студий и кружков
  • Вечерний сбор отряда (ВСО)

12 день
  • Утренняя гигиеническая гимнастика
  • Утренний информационный сбор отряда (УИСО)
  • Деятельность органов самоуправления
  • Презентация результатов деятельности кружков /секций
  • Вечерний сбор отряда (ВСО)

13 день, Закрытие смены
  • Утренняя гигиеническая гимнастика
  • Линейка / Церемония закрытия смены
  • Гала-концерт
  • Итоговый сбор отряда
  • Прощальный огонёк

14 день, Разъезд
  • Утренний информационный сбор отряда (УИСО)